Александр Четвериков

Главная / Прямая связь /

Ответ на вопрос № 4

автор вопроса: Е. Старчак

Какие предполагаются меры по восстановлению сельского хозяйства, сельскохозяйственного производства? Ведь в большинстве субъектов РФ – это единственный источник доходов бюджетов.

По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках реализации государственной программы и антикризисных мер правительства в 2009 году сельское хозяйство было направлено в качестве господдержки 190 миллиардов рублей. Косвенная поддержка нами оценивается в 30 миллиардов рублей.
Министерством реализован комплекс мер по поддержке пострадавших регионов. Субъектам предоставлена возможность получения беспроцентных бюджетных кредитов, пролонгированы субсидированные кредитные договоры на сумму 4 миллиарда 20 миллионов рублей. Причем для хозяйств, которые занимаются только растениеводством, субсидируются пролонгированные кредиты до трех лет, для тех, кто занимается смешанным производством, – до одного года.
Принято решение об отсрочке на один год лизинговых платежей. Общий объем пролонгированных контрактов по лизингу – 690 миллионов рублей.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села..." введен 1 миллион 353 тысячи квадратных метров жилья, в том числе 684 тысячи – для молодых специалистов.
В результате реализации федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв..." предотвращено выбытие из оборота 800 тысяч гектаров пашни, внесено в почву 2 миллиона 400 тысяч тонн минеральных удобрений в пересчете на действующее вещество.
Главной задачей, определенной в Доктрине продовольственной безопасности, является импортозамещение, прежде всего на рынках мяса, молока, сахара. При этом мы уже сейчас полностью обеспечиваем себя зерном и картофелем.
В 2009 году в результате роста отрасли и принятия эффективных мер таможенно-тарифного регулирования импорт по мясным продуктам сократился на 30 процентов и составил 25 процентов от общего объема потребляемого мяса и продуктов из мяса. Тенденция к импортозамещению определяется опережающим развитием мясного животноводства в ряде регионов нашей страны. К 2012 году планируется рост производства на 25 процентов, или на 1,5 миллиона тонн в убойном весе. Это будет способствовать реализации отраслевых программ развития животноводства, которые нами приняты.
К 2012 году министерство прогнозирует сокращение импорта до 18 процентов, то есть почти в два раза, по сравнению с 2008 годом. В доктрине показатель производства отечественного мяса составляет 85 процентов и к 2012 году будет выполнен.
В 2009 году объем производства мяса птицы составил 2 миллиона 520 тысяч тонн, объем импорта сократился на 20 процентов и в течение четырех-пяти лет должны полностью заместить импортное мясо птицы на российском рынке продукцией отечественного производства. В соответствии с поручением председателя правительства разрабатывается долгосрочная программа по развитию птицеводства. В подход мы будем реализовывать и в дальнейшем.
Министерство продолжит субсидировать инвестиционные проекты. В текущем году будет реализовано двадцать три новых проекта по строительству птицеводческих комплексов мощностью 320 тысяч тонн в год, для этого будет привлечен 31 миллиард субсидируемых кредитов. Продолжится финансирование уже действующих объектов.
1. Повышены прозрачность и уровень конкурентности в ходе биржевых торгов по закупкам зерна в интервенционный фонд. Отобрано в четыре раза больше элеваторов, в пять раз увеличено количество аккредитованных участников, торги проводятся на шести площадках в разных регионах страны. Это позволило стабилизировать цены на рынке и обеспечить рентабельность при продаже зерна в интервенционный фонд на уровне 10 процентов.
2. Ведется системная работа по реализации запасов на внешнем рынке.
3. Для наращивания мощностей по хранению зерна с этого года осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным для реконструкции и строительства элеваторов, при этом срок кредитов составляет десять лет.
4. По поручению президента разрабатывается программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка.
5. Прорабатывается возможность введения дифференцированного понижающего коэффициента при перевозках зерна железнодорожным транспортом из Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, причем что касается перевозок из Сибирского федерального округа, то такое решение – полпроцента тарифной ставки – уже принято.
6. Министерством рекомендовано органам исполнительной власти субъектов провести анализ и изменить структуру посевных площадей в пользу кормовых культур, организовать на постоянной основе разработку и контроль региональных прогнозных балансов, принять меры по выполнению показателей госпрограммы в части увеличения производства животноводческой продукции и оказывать содействие заинтересованным организациям в подготовке и реализации инвестиционных проектов по строительству.
7. Корректируются цены для определения закупочных интервенций, и основная идея – привязать цену произведенного зерна к себестоимости производства зерна в эффективных хозяйствах.
8 Внедрение механизма государственной поддержки расширения производства по глубокой переработке зерна для пищевых и кормовых целей.
На научные достижения должен быть сформирован рыночный заказ, и при этом в России ситуация будет складываться так же, как в странах Евросоюза и других развитых странах, где основной объем финансирования аграрной науки приходится на частный бизнес, а не на государство, и в результате научные изыскания всегда являются востребованными.
Министерством разрабатывается комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера, проводится системная работа по четырем основным направлениям: разработка прогноза научно-технического развития сельского хозяйства до 2020 года, создание эффективной системы внедрения результатов НИОКР, повышение эффективности финансирования аграрной науки и развитие кадрового потенциала.
Вместе с тем депутатами Государственной Думы, членами фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ поставлены следующие задачи перед Минсельхозом:
1. Министерство сельского хозяйства России совместно с регионами должно завершить работу по созданию всероссийского реестра сельхозтоваропроизводителей, получающих господдержку, а также по определению единых критериев контроля и оценки эффективности их работы. Этот инструмент позволит повысить контроль за целевым использованием бюджетных средств. Также необходимо завершить работу по формированию прогнозных балансов, в которых, с одной стороны, оцениваются реальные возможности субъектов Российской Федерации по производству сельхозпродукции, а с другой, объемы внутреннего потребления, что позволит обеспечить сбалансированность рынка сельхозпродукции, повысить эффективность и прогнозируемость труда сельхозтоваропроизводителей.
2. До настоящего времени не решены вопросы по использованию сельхозземель. Очень важно в ближайшее время, до начала посевной, завершить работу по принятию федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.
3. В 2011 году завершаются федеральные целевые программы "Социальное развитие села до 2012 года" и "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения...". Необходимо в первом полугодии этого года рассмотреть возможность восстановления объемов финансирования данных программ.
4. За предыдущие два года село недополучило значительное количество тракторов и комбайнов против объемов, предусмотренных госпрограммой. Модернизация отрасли заметно отстает от запланированных темпов, что недопустимо. Необходимо обеспечить контроль за уже принятыми решениями по выделению на текущий год финансовых средств на покупку техники. Одновременно это будет серьезная поддержка для выхода отечественной промышленности из кризиса.
5. Дополнительного рассмотрения требует программа модернизации отраслей животноводства. Минсельхозом России для выполнения госпрограммы отобрано триста объектов для строительства и реконструкции свиноводческих, птицеводческих хозяйств, молочных ферм и комплексов. Пока не все эти объекты обеспечены финансированием, а менять программу строительства нецелесообразно, поэтому необходимо рассмотреть возможность увеличить в 2010 году лимиты на компенсацию кредитных ставок для финансирования инвестиций в мясное и молочное животноводство.
6. Считаем необходимым дополнительно вернуться к рассмотрению вопросов финансирования Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы. В настоящее время не получают финансирования такие важные отрасли (тоже об этом сегодня говорили), как развитие овцеводства, производство льна, закладка и уход за многолетними насаждениями и виноградниками, хотя на все указанные направления в госпрограмме на 2010 год было определено 2,6 миллиарда рублей.
7. Необходимо срочно пересмотреть порядок компенсации процентных ставок, уплачиваемых сельхозтоваропроизводителями. Недопустимо, чтобы они получали компенсацию через четыре месяца после уплаты.