Внимательно читаю материалы об обмелении Иртыша

Главная страница » Внимательно читаю материалы об обмелении Иртыша

Внимательно читаю материалы об обмелении Иртыша.
Подскажу свое видение ответа на вопрос о том, в чем основные сложности и какие есть пути решения.

Проблема обмеления Иртыша состоит в некомпетентности губернатора Буркова и как следствие отсутствие желания решить вопрос. В свое время, в 2019 году, когда работал ЧСД «Зерно Сибири», я детально изучил ситуацию с обмелением Иртыша и подготовил подробный доклад Александру Буркову с описанием экономического ущерба от обмеления Иртыша, причин этого обмеления и методов решения вопроса. Но, несмотря на доказанный многомиллиардный ущерб от обмеления Иртыша для экономики региона и страны в целом, и совершенно доступных методов решения этого вопроса, Бурков ничего не сделал для решения проблемы, как впрочем, как минимум для еще полсотни известных мне насущных проблем региона.

Зато он нашел время взять из бюджета 285 миллионов рублей на проект «Зерно Сибири», который, сейчас утвердительно могу сказать, Бурков начинал с целью личного обогащения. Он не только растратил государственные деньги и не сумел реализовать проект, который был полностью подготовлен к реализации командой «Зерна Сибири» образца осени 2019 года, но и, очевидно, руководствуясь личными мотивами, буду исключительно корректен, был полностью осведомлен, как доверенные ему лица вместе с сотрудниками правоохранительных органов фальсифицировали уголовное дело против этой же команды его доверенных лиц.

Но этой теме, будет посвящен отдельный очень содержательный сюжет, теперь уже с личным участием самого Александра Леонидовича и всех тех, чьими руками он реализовывал проекты «Зерно Сибири», «Дары Сибири» и «СибирьАгроИнвест» – будем считать прошлый абзац анонсом.

А сейчас об Иртыше.
Как известно, все реки начинаются с истока и завершаются устьем. Начинается Иртыш в Китае на границе с Монголией в Алтайских горах и далее течет по территории Китая, где обустроено более 50 гидросооружений, в том числе гидроэнергетических и несколько каналов орошения. Далее Иртыш течет по территории Казахстана, где ему хватает воды для обеспечения работы четырех гидроэлектростанций, которые одновременно являются регулирующими уровень воды в реке гидросооружениями. Затем он попадает в Россию, где нет ни одного гидросооружения на протяжении всей длины реки до впадения в Обь, впрочем, и далее до Обской губы и Карского моря. Таким образом в значительной степени уровень воды в Иртыше регулируется Китаем и Казахстаном, кроме естественных природных источников пополнения водой реки, которые в течение года хаотичны и зависят от множества обстоятельств.

Единственный реальный способ поддержать необходимый уровень воды в Иртыше — это построить на реке сеть собственных гидросооружений, а чтобы они были выгодны, использовать их еще и для генерации электроэнергии. Красногорский гидроузел, безусловно, частично решает эту задачу, но, во-первых, проект нужно было давно доработать и добавить в него генерацию электроэнергии, и, во-вторых, его, конечно, нужно было уже давно построить. Кстати говоря, уверен, нашлись бы в свое время и частные инвесторы, готовые вложиться в этот проект, так как он достаточно быстро окупаем. Конечно, объективно строительство этого сооружения вызвало еще более острую потребность строительства нескольких гидроэлектростанций на всей протяженности Иртыша, а возможно, и далее по Оби, но все это вернулось бы миллиардами выгоды не только от дополнительных дешевых мегаватт электроэнергии, но и повышением максимальной грузоподъёмности речных судов.

Реальным значением при определенных мероприятиях может быть гарантированная грузоподъемность в течение всего периода навигации в 5000 тонн. В будущем можно ставить более амбициозные задачи. Что такое гарантированная грузоподъемность 5000 тонн на одно речное судно (баржу) — это значит что затраты на перевозку всех грузов для населенных пунктов на берегах Иртыша и Оби будут стоять не менее чем на 30 % дешевле чем сейчас. А так как в
любом товаре затраты на его перевозку составляют не менее 10 %, то значит все товары перевозимые по Иртышу получили бы (которое всегда мешает) 3% скидку. Сколько это в денежном измерении – по моим расчетам около 20 миллиардов рублей в год. Стоимость достройки Красногорского гидроузла около 16 миллиардов рублей.

В идеале, строительство на Иртыше и Оби около восьми таких сооружений закрыло бы вопрос. Даже если каждый обошёлся бы в 30 миллиардов рублей с учетом выгод от генерации электроэнергии максимум за 8 лет все затраты были бы покрыты и мы бы вернули Сибири полноводный Иртыш.

Есть ли альтернатива решению вопроса другим путем? Да есть, это кардинальное изменение отношения к природе, к каждому, даже самому мелкому, водоему, ручейку. Очистить все водные объекты от годами накопившегося мусора и перестать загрязнять. Ввести очень строгие правила, обеспечивающие защиту водных ресурсов и строго соблюдать их на всех уровнях. Тогда воды хватит в реке в течение всего сезона за счет естественной подпитки, и не сомневаюсь, что это будет стоить дешевле гидросооружений. Однако решать эту задачу должна опять-таки команда руководителя региона и ведомство его товарища по деятельности в Свердловской области господина Лобова, главного начальника природных ресурсов области. Сегодняшние успехи в этом направлении я комментировать не буду, просто потому что их нет.

Поделиться статьей:

Яндекс.Метрика